Социальные институты как понятия социологической науки.  

Социальные институты как понятия социологической науки.

123

Если люди для реализации своих потребностей вступают в общественные отношения, то они заинтересованы, чтобы эти отношения были прочными и длительными, т.е. сохраняли целостность социальной системы. Для обеспечения такой целостности люди создавали систему учреждений, закрепляющих нормативное регулирование отношений и контролирующих поведение своих членов.

Термин «институт» имеет множество значений и происходит от латинского слова «institutum» - установление, устройство. Со временем он приобрел два основных значения - узкое техническое (учебное заведение) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений (например: институт брака и т.д.). Социологи, позаимствовав это понятие правоведов, наделили его новым содержанием.

В социологии понятие социальный институт впервые использовал Г. Спенсер. Заметное внимание уделяли институтам К.Маркс и М.Вебер. Маркс изучал институты частной собственности, разделения труда, а М. Вебер дал пример анализа института бюрократии, религии и др.

Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей.Социальный институт нужно отличать от конкретных организаций и социальных групп. Например, понятие «социальный институт семьи» означает не отдельную семью, а комплекс норм, социальных ролей, реализуемых в бесчисленном множестве конкретных семей.

С понятием институт тесно связаны такие понятия как группа, ассоциация. В каждый институт входит много групп и ассоциаций. Так церковь считается институтом, а прихожане отдельной церкви - ассоциацией. Институт образования реализуется через коллективы школ и других учебных заведений, т.е. через группы.

Трудность представляет разграничение понятий социальные институты и социальные организации. Это происходит потому, что многие социальные явления (например, системы образования, здравоохранения, армия, суд, банк) могут рассматриваться и как социальный институт и как социальная организация. Немало социологов вообще не считают необходимым различать их, другие же такое разграничение проводят более или менее четко.

Социальный институт, по мнению Е.М.Бабосова, имеет признаки, которые отличают его от организации:

1) Действия индивидов и их групп в рамках социального института в своих целях и средствах их достижения упорядочены принятыми в данном институте установлениями (т.е. тем, что установлено, превращено в норму, закон), определяющими их обязанности. Если же возникают расхождения между поступками и обязанностями, а определенные индивиды не желают повиноваться существующим установлениям, в действие вступает аппарат принуждения, которым регулируют соответствующие типы поведения.



2) Социальный институт представляет собой относительно устойчивый и долговременно действующий тип взаимодействий и поведения людей, что отличается от многих организаций.

3) Социальный институт - крупномасштабная общность людей, которая в отличие от организации имеет широко разветвленную, иерархизированную структуру, включающую в себя систему организа­ции местного, регионального и общестранового уровня.

4) Социальный институт располагает необходимыми кадрами, материальными ресурсами и условиями, обеспечивающими успешное выполнение нормативных установлений и предписаний, а также эффективное осуществление нормативного контроля.

5) Социальный институт располагает целостной системой стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях, обязательных для всех включенных в его состав индивидов и групп в целях успешного осуществления функций данного института.

Для человеческого общества оказалось жизненно необходимым закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы или общества, заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения (т.е. институты семьи, образования и т.д.).

Фиксирование отношений в форме института заключается в создании жесткой, закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

Преимущества социального института:

  1. Особый тип и механизмы регламентации обеспечивает регулярность, большую четкость, высокую предсказуемость и надежность функционирования социальных связей.
  2. Четкое распределение функций, прав и обязанностей, наличие санкций обеспечивает большую предсказуемость поведения индивида в пределах социального института, а самому социальному институту - регулярную возобновляемость
  3. Обезличенность требований к тому, кто включается в деятельность социального института, разделения труда и профессионализация выполнения функций в рамках института.
  4. Наличие учреждений для выполнения институтом своих функций, наличие средств и ресурсов (помещений, оборудование, денежные ресурсы и т.д.).

Особые условия для возникновения социальных институтов:

1. должна возникнуть и распространиться некая потребность;

2. должны быть в наличии операциональные средства для удовлетворения этой потребности, т.е. система функций, действий, операций;

3. институт должен быть наделен ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые общество должно стабильно пополнять;

4. для обеспечения самовоспроизводства института необходима и некая культурная среда, т.е. должна формироваться присущая ему субкультура (особая система знаков, символов, правил поведения).


0774273102182589.html
0774304596064764.html
    PR.RU™