Задания для самостоятельной работы. 1. Раскрыть содержание категорий: дуополия Курно, ломаная кривая спроса, картельные соглашения, лидерство в ценах

1. Раскрыть содержание категорий: дуополия Курно, ломаная кривая спроса, картельные соглашения, лидерство в ценах, ценообразование по принципу «издержки-плюс», рынок чистой монополии, ценовая дискриминация, естественная монополия, спрос на продукцию монополиста. Объясните взаимосвязи категорий.

2.Изучите источники из списка основной и дополнительной литературы. Уясните особенности конкурентного поведения фирмы на рынке олигополии, формирование спроса и предложения на продукцию участника рынка олигополии, условие равновесия (безубыточности) фирмы, особенности формирования стратегии поведения фирмы на рынке чистой монополии, формирование спроса и предложения на продукцию участника рынка чистой монополии, условие равновесия (безубыточности) фирмы-монополиста. Подготовиться к устному обсуждению вопросов плана практического занятия.

3. Подготовить эссе на темы:

- «Олигополистическое взаимодействие: сущность, типология, особенности реализации»;

- «Роль ценовой дискриминации в обеспечении рыночной власти монополии»;

- «Регулирование естественных монополий в России».

4. Подготовиться к обсуждению практических ситуаций, отражающих стратегии ценообразования на рынке олигополии: «ценовое лидерство», «следование за лидером», «тайный сговор», «война цен», «издержки – плюс».

5. Подготовиться к проведению тестирования по категориям, принципам, основным теоретическим и практическим вопросам, характеризующим функционирование рынков совершенной и несовершенной конкуренции.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию

При выполнении самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию студентам следует:

- внимательно изучить указанные источники из списка основной и дополнительной литературы;

- необходимо установить связь и обусловленность категорий, применимость к решению учебных задач и формированию умений проводить анализ деятельности фирм в условиях асимметрии информации, выявлять мотивацию фирм к разработке некооперативных и кооперативных стратегий взаимодействия и находить решения практических задач, связанных с реализацией ценовых стратегий на отраслевых рынках олигополии, умений оценивать степень монополизации рынков, делать практические выводы о механизмах регулирования деятельности монополий;

- подготовка к устному обсуждению вопросов плана практического занятия предполагает написание кратких конспектов ответов в следующих формах: развернутый план-конспект или тезисы. Раскройте механизмы реализации различных видов ценовой политики фирм в условиях олигополии, дайте характеристику специфики формирования спроса и предложения продукции фирм – участников рынка олигополии, условия равновесия (безубыточности) фирмы и возможности получения чистой прибыли. Раскройте сущность монопольной власти и механизмы ее реализации.



- составление эссе является самостоятельной творческой работой. Подготовку экономического сочинения следует осуществлять, используя общий подход к структурированию письменных работ: титульный лист, содержание работы, список использованных источников и приложения. Необходимо отразить актуальность анализа проблемы конкурентоспособности фирмы, раскрыть факторы конкурентоспособности продукции, учитывая характеристики рынка чистой конкуренции, сформулировать выводы и обобщения практической направленности.

- подготовка к решению учебных задач и анализу практических ситуаций в ходе проведения практического занятия требует самостоятельной работы по изучению ценовых стратегий фирм на рынках олигополии. Необходимо уяснить влияние использования различных стратегий на обеспечение безубыточности фирм в краткосрочном и долговременном периодах. Важно уяснить какие ограничения для реализации стратегий ценового лидерства, тайного сговора, войны цен определены антимонопольным законодательством.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дайте определение рынка олигополии, какова основная черта данного рынка?

2. Какое влияние оказывает фактор количества участников на конкурентные отношения на рынке олигополии ?

3. Назовите основные признаки рынка олигополии, какой тип конкуренции реализуется на данном рынке?

4. Какие формы и стратегии взаимодействия свойственны рынку олигополии?

5. В чем отличие кооперативной и некооперативной стратегии поведения на рынке олигополии? Какие модели ценообразования характерны для данного рынка?

6. В чем сущность ценовой стратегии «издержки-плюс»?

7. Как реализуется модель ценового лидерства?

8. Что означает стратегия тайных соглашений?

9. Почему на рынке олигополии может возникнуть война цен?

10. Дайте определение рынка чистой монополии, в чем особенность данного рынка?

11. Почему спрос на продукцию фирмы-монополиста является, как правило, неэластичным?



12. Как влияет динамика предельных издержек и предельного дохода на формирование прибыли монополиста?

13. Какую прибыль должны получать фирмы-монополисты - бухгалтерскую или экономическую?

14. Что понимается под ценовой дискриминацией?

15. В чем сущность ценовой дискриминации первой, второй и третьей степени?

16. В чем причины существования естественных монополий?

17. Как регулируется деятельность чистых монополий?

18. Какую роль играют налогообложение и определение верхнего предела цен в государственном регулировании естественных монополий?

19. Какие естественные монополии функционируют в экономике современной России, как регулируется их деятельность?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература

8.1: 1

8.2: 1, 2

8.3: 1, 2, 3


0778082637641277.html
0778104823895457.html
    PR.RU™